?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Наверное, у каждого из нас есть песня, которая была услышана в детстве, но сопровождает на протяжении всей жизни. И становясь старше, нам открываются какие-то новые грани старой, выученной наизусть песни.

Когда я был совсем маленьким у меня, как и у абсолютного большинства детей рождённых на излёте СССР, были советские игрушки, на "фильмоскопе" я смотрел советские диафильмы, а на "Веге" слушал, зачитанные советскими дикторами сказки. Я хорошо помню, как в пять или шесть лет слушая сказку про Буратино, впервые задумался о фразе сказанной в финале: "мы летим в страну, где старики счастливы, как дети. Эта страна называется СССР". Помню, как подошёл к матери и спросил, почему СССР больше нет, ведь это была хорошая страна из сказки, но она мне ничего не ответила. А мой детский разум тщетно силился понять, где же ложь? В сказке, или вокруг меня? Но ответа я не нашёл, а потом и вовсе забыл об этом.

А спустя семь лет я посмотрел фильм "Гостья из будущего", я смотрел его и раньше, но что-то меня зацепило именно тогда. Получилось точно также, как со сказкой в детстве, я вдруг подумал о чём-то безумно важном, о прекрасном далёко, к которому непременно нужно идти. Песня из фильма навсегда закрепилась в памяти, наивно,  по-детски, но закрепилась и, всплывая в памяти, робко звала в светлое завтра.


Не помню точно, когда я всерьёз осмыслил текст песни, помню, что осмысление поразительным образом совпало с прочтением книги Сергея Арсеньева - "Студентка, комсомолка, спортсменка" (для тех, кто не читал, я оставлю описание и пару ключевых фрагментов под "спойлером").

[Спойлер]Эх, девочка, что же ты такое знала, а? Что же ждало бы нас, если бы эти трое остались живы? Что? И зачем же ты так? Могла бы ко мне прийти, рассказать. Может, вместе бы что придумали. Думала, я не поверю? Или боялась меня испачкать? Действительно, мне было бы труднее, если бы знали, что ты из моей команды. Может быть, тут ты и права. А так ничто тебя со мной не связывало. Мы ведь даже и не разговаривали с тобой ни разу. Хотя ты и из моей команды, пусть я и узнал об этом лишь после твоей смерти. Я же понял, для чего ты стреляла в Черненко. Понял. Ты чистила дорогу мне. После смерти Черненко и Меченого, конкурентов у меня не осталось. Весь смысл твоей стрельбы был в том, чтобы пропихнуть меня. Ты знаешь, временами мне даже кажется, что и смысл всей твоей жизни был именно в этом. Что ты жила ради одного лишь последнего дня.

Я выжгу скверну калёным железом. Без жалости. Без пощады. Спасибо тебе, Наташа. Спасибо не от меня, а от Страны. Страны, которую ты спасла от того ужаса, что готовили ей Меченый с компанией. Спасибо. Я буду работать, Наташа. Я буду очень много работать. Я справлюсь. И, Наташа... они не пройдут! Я клянусь. Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР, Герой Социалистического Труда Григорий Васильевич Романов наклонился и положил букет живых алых роз на скромную безымянную могилу, расположенную в самом глухом углу тихого подмосковного кладбища...


***
Григорий Васильевич встал и направился к выходу из комнаты. Но, уже подходя к двери, неожиданно замедлил шаг. Его поразила доносившаяся из телевизора знакомая музыка. Он уже слышал, точно слышал её раньше! Когда же зазвучали первые слова песни, Григорий Васильевич резко остановился и обернулся. Экран показывал белые буквы титров, а из динамиков телевизора доносились такие знакомые слова:

Слышу голос из прекрасного далёка,

Голос утренний в серебряной росе,
Слышу голос, и манящая дорога
Кружит голову, как в детстве карусель.

Не может быть! Сейчас 85-й год, а фильм снят в 84-м. Но она записала это в 79-м! За пять лет до съёмки. Это зафиксировала печать и подпись нотариуса. Тогда этой песни не знал ещё даже её автор. А она знала! Она всё знала. Всё знала заранее. Никто не указывал ей цели. Она уже была там. Была и вернулась. Вернулась, чтобы не пустить нас куда-то. Куда-то, где было настолько плохо, что она считала оправданной любую цену.

Последний кусочек мозаики - название фильма. Она практически в открытую сказала нам, что она - гостья из будущего.

Образ гостьи из будущего в произведении изменился до неузнаваемости. Девочка из коммунистического завтра - прекрасного далёка, стала той, кому удалось чудом вырвалась из обречённого мира будущего в прошлое, пройти сквозь время, спасти страну и вновь открыть нам дорогу в завтра. Любой ценой.

"Прекрасное далёко" - песня о несбывшемся грядущем, песня о каждом из нас, о том, что должно было ждать всех нас, но всё пошло не так. Как сказал один мой товарищ - "мы все были детьми, которых обманули взрослые". Вместо светлого завтра, о котором нам говорила Алиса Селезнёва, стране выпали небывалые испытания. О прежние идеалы вытерли ноги, а новые не были созданы. Всё то, что ещё вчера казалось незыблемым рухнуло, а на руинах остались маленькие дети и растерянные взрослые, которые не смогли ответить на детский вопрос - почему это произошло? Не смогли, потому что и сами не знали.

Прошли годы и дети выросли. Выросли, но ничего не забыли. Не забыли о своих родителях, гробивших здоровье на приватизированных за бесценок предприятиях за нищенские подачки, не забыли жизни впроголодь, не забыли потоков лжи о нашем великом прошлом. Я вырос и я не забыл, не забыл и не простил.

Я уверен, что
Правда восторжествует, и упавшее двадцать лет назад знамя будет гордо поднято вновь, и люди начнут жить не днём вчерашним или сегодняшним, а грядущим. Но я так же прекрасно понимаю то, о чём когда-то давно написал Некрасов:

Жаль только — жить в эту пору прекрасную
Уж не придется — ни мне, ни тебе
.

Но даже если и так, даже если успеют смениться два, пять, десять поколений, прежде чем люди шагнут в то самое "прекрасное далёко", ради такой цели стоит жить и трудиться. Мы же не хотим, чтобы у наших потомков также, как когда-то у нас, украли грядущие. Ведь так?



Comments

inhabitant09
Jan. 4th, 2017 10:41 am (UTC)
Россия = справедливость
СССР надо вернуть хотя бы потому, что это было справедливо, потому, что все богатства нашей страны принадлежали народу. Пусть и стояли "у руля" далеко не самые умные руководители, бездарно допустившие, что в стране, бывшей первой-второй экономикой мира, народу не хватало нормальной еды (хотя, конечно, не голодали, но очереди за мясом помню из своего детства).
Мне непонятно, почему нефтяными месторождениями, инфраструктурой, ресурсами России сейчас владеют "частные лица"? Они что, голубых кровей, получили это всё по наследству от завоевавших путём убиения тысяч аборигенов пра-прадедов царей, или пра-прабабушек королев??
Коммунизм с элементами частной собственности - Китай нам всем показал, что можно допустить частные предприятия при общем приоритете Общественного интереса, общественной собственности, над частными.